Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Межполушарное взаимодействие

12.10.2021
Межполушарное взаимодействие – механизм объединения работы левого и правого полушарий в единую систему.
Левое полушарие отвечает за:
· логику, память;
· абстрактное мышление;
· обработку и анализ словесной информации;
· отвечает за работу правой половины тела.
Правое полушарие отвечает за:
· обработку информации, поступающей через зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический анализаторы и эмоции;
· ориентацию тела в пространстве;
· обработку большого количества информации одновременно;
· музыкальные и художественные способности;
· воображение;
· отвечает за работу левой половины тела.
Взаимосвязанная работа обоих полушарий обеспечивает нормальную работу психических процессов.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:
1. «Ползание». Начните ползать вместе с ребенком наперегонки или кто вперед доползет за игрушкой.
2. «Марш или перекрестные шаги». Научите ребенка правильно маршировать с высоким подъемом колена, при этом перекрестно располагая руки: правая нога – левая рука, левая нога – правая рука.
3. «Перекрестное соединение ладоней с коленями из положения лежа». По сути это упражнение «Марш» из положения лежа. Ребенок лежит на ковре. Сгибает левую ногу в колене и касается колена правой рукой. И наоборот, правого колена касается левой рукой. Если ребенок по каким-то причинам не может выполнять это упражнение сам, то взрослый может направлять конечности ребенка, формируя новые нейронные связи.
4. «Рука-ухо». Ребенок стоит. Правой рукой трогает левую мочку уха. Левой рукой - правую мочку уха. Удобно выполнять упражнение под счет «раз, два». Усложнить упражнение можно выполняя между позами хлопок руками. Также выполнять упражнение можно из положения сидя или лежа.
5. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат
6. Кинезиологические упражнения для рук.
· «Кулак, ребро, ладонь». Упражнение выполняется двумя руками одновременно. По команде «Кулак» на стол ставятся два кулака. «Ребро» – обе руки ставятся на ребро. «Ладонь» – обе руки кладутся на стол. Повторяется несколько раз. Ребенок должен внимательно слушать команды и не спешить с выполнением. 6-8 повторений.
· «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).
· «Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз). · «Колечко» или «Пальчики здороваются». Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и т.д. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно. · «В кулак». Поочередно загибать пальцы одной, а потом другой руки начиная с большого в кулак. Затем упражнение выполнять двумя руками.
7. «Зеркальное рисование».
Одновременное рисование, обводка простых линий, геометрических фигур двумя руками. Если ребенок не рисует, то взрослый держит руки ребенка своими руками и выполняет сопряженные движения.
Телесные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия нужно выполнять каждый день в течение 15 минут. Комплекс можно видоизменять заменяя выученные упражнения новыми.
Упражнения будут полезны и для взрослых. У пожилых людей они замедлят процессы старения мозга.